Вообще Носов опередил время. «Незнайка на Луне» — фактически описание того, что произошло с Россией в 90-е годы. Он описал дикий капитализм, где никто не соблюдает законов. Помните, у деда было «Общество гигантских растений»? Оно сильно напоминает «МММ». Люди, которые обогатились в 90-е годы, рассказывали мне, что многому научились у Носова…
Игорь Носов, внук Н.Н. Носова, автор ряда сиквелов
Незнайка — это было открытием… Мир «коротышек», таких же детей, как и я, но живущих без взрослых, и у которых ТАКИЕ приключения… Это сейчас я понимаю, что вся «трилогия о Незнайке» является уникальной, редчайшей удачей современной детской сказки. А тогда я только с ужасом смотрел, как тают толстые книги. И впитывал все, что вложил туда автор.
Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной — это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества — это была заслуга Носова. Вкладчики АО «МММ»! Ау! Вы не читали в детстве Незнайку? «Богачам-то прекрасно было известно, что все эти акционерные общества и компании устраиваются лишь для прикарманивания чужих денег, или, говоря проще, для облапошивания бедняков.» Приключения, характеры, знания, мораль — все было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребенку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат… Вот почему я так люблю эту книгу
Сергей Лукьяненко
Кстати, в другой книжке Николая Носова — «Незнайка на Луне» — полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек — чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим.
Дмитрий "Гоблин" Пучков
В 1997 году, когда советская мультипликация, казалось, уже навсегда исчезла, а российская ещё даже не появилась, компании F.A.F Entertainment, "Голдвидео" и "Русское золото", словно сговорившись, ВНЕЗАПНО выпустили невиданный по тем временам шедевр. Шутка ли - только общий хронометраж, на минуточку МУЛЬТФИЛЬМА (а фактически -м\с), аж 2,5 часа! И ведь экранизировали не абы что, а прекрасно всем известную с детства гениальную книгу Носова. Это было сильно! За основу персонажей были взяты "каноничные" иллюстрации замечательного художника-карикатурист а(работавшего, в частности, в знаменитом журнале "Крокодил") Генриха Валька и слегка изменены, дабы было легче анимировать их. В частности, все знают, что "каноничный" Незнайка скорее рыжеватый шатен, а у Валька он - брюнет : Впрочем, вполне возможно, что это просто издержки чёрно-белых иллюстраций.
Как то ни было, но "Незнайка на Луне" теперь классика не только отечественной литературы, которую обязан знать и хотя бы раз в жизни прочитать каждый, но и мультипликации. Способствовало этому, прежде всего, не слишком большое отхождение от оригинала (в книге, правда, более подробно был описан мир лунного (читай: буржуазного) капитала - от акций и АО типа МММ до демпинговых цен и биржевых маклеров + весьма доставляющие приключения местного скряги-олигарха Скуперфильда). В фильме же почти ничего из этого, кроме "Общества Гигантских Растений", продажных копов и СМИ, в общем-то нет). Причина, по всей видимости, проста:
Луркмор писал(а):Сюжет местами полностью отходит далеко от оригинала. Например, стоит задуматься, почему из всех проявлений капитализма показаны лишь злополучные дымящие заводы? Кажется, что стоит их остановить, тут же произойдет чудо, и все превратятся в коммунистов. А разгадка одна — в «новой России» тогда наступил какбэ капитализм и выставить его в мультфильме для подрастающего поколения было не труЪ.
Более подробно можно прочитать в соответствующей статье на Лукморе.
Две других составляющих успеха: отличная современная анимация в духе старого, доброго "Союзмультфильма" и великолепная озвучка.
Над анимацией работала команда замечательных художников - мастеров "Союзмультфильма", среди которых были и легендарные Юрий Бутырин и Наталья Абрамова, а шеф-консультантом проекта стал сам великий Фёдор Хитрук. Разве у таких людей мог получится "Самый лучший мультфильм"?
Мушка и Ромашка
Я не Фигль, я Мигль!
В озвучке также были задействованы лица первой величины: Клара Румянова (Ромашка; эх, вот бы кому озвучить Гаечку!), Михаил Кононов (редактор газеты Гризль, внешне чем-то напоминавший его же Крысса из "Гостьи из будущего")), Алексей Борзунов (Знайка), Валерий Баринов (инспектор Мигль), Александр "Дядя Скрудж" Воеводин (Козлик, из главного героя ставший эпизодическим), Светлана "пингвинёнок Лоло" Степченко (Пончик и Сиропчик, Винтик, Авоська и др.), Артём Карапетян (олигарх Спрутс) и наши любимые Александр "Дейл" Леньков (Стекляшкин, Скуперфильд и Мухомор) и Светлана "Фокси" Харлап (Пилюлькин, Шпунтик, Небоська). А также, неожиданно, Кристина Орбакайте, чей персонаж (Звёздочка) перекочевал из предыдущей части "незнайкиной" трилогии - "Незнайка в солнечном городе", где она была певичкой на концерте, а стала оппозиционной Спрутсу журналисткой И, как по мне, озвучивает Кристя лучше, чем поёт. Однозначно!
Плюс, конечно же, отличное музыкальное сопровождение из бессмертной "классики": Сен-Санс, Бетховен, Берлиоз, Бородин, Штраус, Россини, Вагнер, Григ, Мусоргский.
Одним словом, это - ЭПИК ВИН! Рекомендуется к просмотру всем!